Дефектолог

«Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают, с кем он должен заниматься»

Когда речь заходит о дефектологе, многие родители впадают в панику, некоторые начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог? У меня нормальный ребенок!».Иногда, приходится слышать и такое мнение, что дефектолог — это учитель, который учит умственно отсталых.

Так кто же такой, этот дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые имеют свои индивидуальные особенности в физическом или психическом развитии. Это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы (дошкольной или школьной). Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.

Обследование ребенка

В самом начале работы, после установления эмоционального и доверительного контакта с ребенком, специалист проводит детальное дефектологическое обследование.

Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не корригировать нарушение.

Затем уже планируется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении коррекционно-развивающих занятий.

Параллельно с коррекцией идет динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, ведется  консультирование родителей по интересующим вопросам.

Коррекционная работа включает в себя направления:

  • «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие мелкой моторики. Ведь, как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с мышлением,письмом, со связной речью.
  • «Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», пространственные предлоги и наречия. При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
  • «Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение.
  • «Формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.
  • «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и,конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

 

Занятия дефектолога

Дефектологические занятия детям очень интересны, ведь на занятиях они учатся в игре. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха. На занятиях используется много разнообразного дидактического материала: лото, картины, компьютер, карточки, карандаши, развивающие игрушки и игры  и так далее.

Индивидуализация занятий с дефектологом

Занятия с детьми строятся на индивидуальной, дифференцированной основе с применениеподходящих только данному ребенку методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений или пробелов в развитии.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада. Часто работу дефектолога путают с работой логопеда.

 

Дефектолог возьмет к себе на занятие:

  • детей для развития  по запросу родителей (познавательное, сенсорное, речевое развитие);
  • детей с расстройствами  психики, неврозами, гиперактивностью;
  • детей с задержкой психического развития;
  • детей с задержкой  речевого развития;
  • детей с нарушением зрения;
  • детей с задержкой физического развития, по причине действия различных дефектов (начиная с 1,5 лет);
  • детей с признаками расстройства аутического спектра;
  • детей с синдромом Дауна; умственной отсталостью;
  • детей с сочетанными диагнозами (нарушение зрения и ДЦП, умственная отсталость и ДЦП и др.).

 

Наш дефектолог: Останина Наталия Александровна

Высшая квалификационная категория.Педагогический стаж: 20 лет

Образование  высшее, дефектологическое.

Бийский государственный педагогический институт, специальность «Педагог-психолог».Красноярский краевой институт профессиональной переподготовки работников образования, специальность «Дефектология».

Последние курсы повышения квалификации: октябрь 2018 года, тема «Педагогика. Психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС», 72 часа. Удостоверение №3296 от 24.10.2018г.

Почетная грамота: Администрация Алтайского края, Пр.№248-н от 13.07.2011 г.

Почетное звание:   Почетный работник общего образования РФ, Удостоверение № 189935, Пр. №712/н-к от 25.04. 2012 г.

Ветеран труда: Удостоверение №809588 от 12.01.2018 г.

 

Внимание! Сайт находится в разработке. Просьба зайти позже. Приносим извинения за неудобства